Школа-студия
Тэп экзерсис
Литература


Практические советы

Для занятий тэпом нужны соответствующая обувь и одежда: туфли на прочном, устойчивом каблуке, и не сковывающая движения одежда. Обувь должна быть удобной, по ноге, на небольшом (3-4 см) каблуке. Конечно, необходимы тэп-набойки любой удобной для вас конструкции или готовые (профессиональные), или сделанные на заказ.

Когда-то, еще в 1960-е, я начинал с набоек Рафика Шарафетдинова, к которому меня привел мой учитель В. Б. Зернов. Рафик был изобретателем первых русских набоек для чечетки. У него была мастерская металлоремонта на улице Горького, и помимо набоек, он устанавливал коньки для сборной СССР по хоккею. Думаю, многие победы наших легендарных хоккеистов зависели и от него. Раф поставил на ноги и подковал практически всех московских и почти всех российских тэп-танцовщиков и артистов других жанров, использующих чечетку в своих выступлениях. Он знал, откуда растут ноги у чечеточников, где они заканчиваются, и что им мешает. Сейчас я рекомендую туфли с набойками фирмы Grishko, в которых танцую вот уже не один десяток лет. Они крепко и добротно сшиты, удобно сидят на ноге, у них хорошие набойки с качественным звуком. Именно благодаря этим туфлям, мне удалось достичь многих успехов и побед.

Прежде чем начинать разучивать и исполнять основные движения и комбинации, советую начинать с разминки, с подготовительных упражнений, что необходимо для подготовки тела тэп-танцовщика, его ног и стоп, как к танцевальной, так и к ударной технике.

Разминку можно начинать с ходьбы на полупальцах, несколько неестественно поднимая колени наверх так, чтобы стопа опускалась на пол не сзади по скользящей траектории, а сверху. Тоже должно происходить и при беге. Полезны ритмичные прыжки на полупальцах, на подушечках на двух ногах, на одной и с ноги на ногу. Это могут быть «затухающие» прыжки по принципу падающего мяча, которые делаются за счет «сокращения» ног, т. е. поджимая ноги под себя, в то время как голова и верхняя часть корпуса остаются неподвижными. При прыжках как на одной ноге, так и с ноги на ногу старайтесь опускаться на одно и тоже место, в одну точку.

Ритмический рисунок, которые вы отбиваете, должен быть внятным, четким и звучать громко. Если вы никогда не занимались чечеткой, советую осваивать основы техники, детально отрабатывая каждое движение, постепенно доводя его до автоматизма.

Первое, что должен уметь тэп-танцовщик, - это уметь отделить удар подушечкой стопы от удара пяткой. Поэтому первое движение, которому вы должны научиться, это ритмично ходить на подушечках ног, на полупальцах.

Следует также скоординировать руки относительно движения ног. С самого начала надо уделять внимание корпусу и движению рук. Если вы сконцентрируете все внимание исключительно на работе ног, то вам будет трудно, научившись ловко работать ногами, контролировать свое тело и придавать ему танцевальность, определенную манеру, стиль.

Исполняя движения тэп-танца, корпус надо держать прямо, ненапряженно, естественно, не «заваливая» вперед, назад или в сторону. Не следует поднимать плечи, раскачивая руками. Руки могут быть согнуты в локтях и двигаться, как при спокойном шаге. Ноги расставлены не широко, мускулы напряжены не чрезмерно. Удобно заниматься в балетном классе, держась за станок, тем самым, помогая себе распределять вес тела с ноги на ногу. Необходимы упражнения для выработки баланса и умения распределять равновесие. Одно из самых важных технических качеств, которыми должен обладать тэп-танцовщик - это устойчивость опорной ноги, в то время как другая нога совершает всевозможные движения. Постарайтесь запомнить сразу, что вы должны танцевать всем телом. И уже, когда начнете сложные тэп - композиции и бреки ногами, ваши руки и корпус будут под контролем сами собой, естественно и органично. Во время исполнения движения следует следить за осанкой, спину и плечи держать прямо, голову не опускать, руки держать свободно.

Полезно заниматься просто босиком, чтобы ощутить движение, удар, непосредственно кожей, но это уже после того, как вы выучите движения и потренируете их в туфлях.

Полезны занятия с метрономом, когда ритмический рисунок, отбиваемый ногами, можно вложить в ритм метронома. Темп задавайте сначала удобный для вас, а затем постепенно все больше увеличивайте. Попробуйте усвоенные движения или их комбинацию на любую произвольную музыку. Например, движение на три четверти «вложите» в музыку  размером на две или четыре четверти. И наоборот. Это полезно, так как развивает чувство ритма, умение выделить сильную или слабую долю.

Для скорейшего овладения этим увлекательным, элегантным танцевальным жанром, конечно, хорошо вести практические занятия с учителем. Но многое зависит и от вас, как исполнителя: от вашего чувства ритма, способности импровизировать, уверенности, легкости и четкости, с которыми будут исполняться движения, и, конечно, желания. Ритм чечетки не только развивает музыкальность и гармоничную пластику, но и воспитывает легкость, непринужденность, естественность. В этом танцевальном жанре одинаково важны как профессиональные, так и человеческие качества личности. Тэп-танцовщик всегда внутренне сосредоточен и внешне раскрепощен. Занятия и репетиции, усилия и труд, которые Вы потратите, чтобы овладеть основами, методикой и школой, в конечном счете, сделают Вас мастерами своего дела.

Терминология  

Простые удары

English

Русский

Перевод

Описание

Tap

Тэп

Удар, касание

Простой одинарный удар (звук), происходящий от прикосновения подушечки ноги сверху к полу, затем ее следует поднять. Пятка не касается пола. Вес тела остается на другой, опорной ноге.

Рис. 31 № 1 и 2

Step, Step-ball

Степ, степ-болл

Шаг

Простой одинарный удар (звук), происходящий при опускании подушечки ноги сверху на пол, с переносом веса тела. Пятка не касается пола. Может быть сделан одновременно с шагом на месте, вперед, назад или в сторону.

Clap

Клап

Хлопок

Удар в ладоши

Snap

Снэп

Щелчек

Щелчек пальцами

Stomp

Стомп

Топот

Простой одинарный звук, происходящий от прикосновения всей плоскости стопы к полу без переноса на нее веса тела.

Stamp

Стэмп

Штамп

Простой одинарный звук, происходящий от прикосновения всей плоскости стопы к полу. Вес тела переносится на работающую ногу.

Brush

Браш

Щетка-метла, отмахнуться

Простой одинарный удар, происходящий от удара носка ноги об пол при раскачивании ноги вперед. Пятка не касается пола. В конце движения нога остается поднята над полом, вес тела остается на опорной ноге.

Рис. 33 № 1

Spank, brush back

Спенк, браш бэк

Шлепок, щетка назад

Простой одинарный удар от шлепка подушечки об пол во время движения ноги назад. В конце движения нога поднята над полом.

Рис. 36 № 9

Scuff

Скафф

Волочить

Простой одинарный удар от прикосновения пятки к полу во время движения ноги вперед. В конце движения нога поднята над полом.

Рис. 36 № 6

Heel

Хил

Пятка

Простой удар, происходящий от опускания пятки на пол.

Toe

Той

Носок

Простой удар при опускании носка на пол. Вес тела остается на другой опорной ноге.

Рис. 32 № 5 или № 7

Hop

Хоп

Подпрыгнуть

Простой одинарный удар. Подпрыгнуть и приземлиться на ту же ногу.

Рис. 36 № 8

Jump, spring

Джамп, спринг

Прыжок

Простой одинарный звук, происходящий от касания подушечкой пола при перепрыгивании с одной ноги на другую.

Рис. 32 № 8

Dig

Диг

Тыкать, толкать

Сильный удар пяткой в пол. Начальная позиция - нога приподнята от колена.

Рис. 31 № 3 (снять стрелки) или 33 № 2

Pick up

Пик ап

Поднимать, подбирать

Браш наверх. Выполнить браш, поднять колено.

Lunge

Ландж

Выпад

Простой звук, производимый всей плоскостью стопы при наступании на согнутую ногу с переносом на нее веса. Выполняется вперед или назад или в сторону.

Рис. 35 № 3 или № 4

Slide

Слайд

Скользить

Скольжение стопой по полу

 

Двойные удары

English

Русский

Перевод

Описание

Slap

Слэп

Шлепок, пощечина

Выполняется также как флэп, но после удара нога отрывается от пола.

Shuffle

Шаффл

Шарканье

Двойной удар, происходящий от прикосновения носка ноги к полу при раскачивании ноги сначала вперед, а затем назад (передний), или в сторону и обратно (задний шаффл). В конце движения нога поднята над полом.

Рис. 32 № 6

Scuffle

Скаффл

Шаркать, волочить

Принцип тот же, что и шаффл, но пола касается сначала носок, затем пятка по направлению от себя, и пятка, затем носок по направлению к себе. Вес тела остается на другой, опорной ноге.

Рис. 34 № 6

Click

Клик

Прищелкнуть

Стукнуть носками друг об друга, стоя на пятках, или пятками, стоя на носках – «прищелкнуть каблуками»…

Flap

Флэп, флап

Хлопок, шлепок

Двойной удар от легкого прикосновения носка к полу во время движения ноги вперед, затем прижать подушечку той же ноги к полу.

Рис. 32 № 4

Ball change

Болл ченч

Перемена ног

Двойной удар, производимый подушечками ног при смене с одной ноги на другую.

Pull-back step

Пулл бэк степ

Оттягивать, отступать

Двойной удар, происходящий от прикосновения подушечки ноги к полу и затем приземления на нее же. Движение делается в прыжке с «отходом» и «приходом» на одну и ту же ногу.

Рис. 33 № 3

Chug

Чаг

Пыхтение

Скользящий удар, происходящий от прикосновения подушечки ноги к полу, как бы с вздрагиванием и одновременным скольжением вперед. Пятка той же ноги опускается на пол.

 

 

 

Сложные (более трех звуков) удары

English

Русский

Перевод

Описание

Double pull back

Дубль пулл бек

Двойное оттягивание назад

Четыре удара (звука) от прикосновения подушечки одной ноги к полу (браш назад), затем подушечки другой ноги к полу, затем приземления на подушечку одной, и далее другой ноги. Движение выполняется в прыжке назад.

Wing

Винг

Крыло

Тройной удар (звук) от прикосновения подушечки ноги при раскачивании ноги в сторону от себя, затем к себе и приземления на подушечку той же ноги. Вес тела остается на другой, опорной ноге.

Double wing

Дабл винг

Двойное крыло, крылья

Предыдущее движение исполнить с двух с переносом веса тела на «исполняющую» ногу.

Cramp roll

Кремп-ролл

Судорожное вращение

Четыре удара (звука), происходящие от прикосновения к полу сначала подушечки одной ноги, затем подушечки другой; далее пятки одной ноги и затем пятки другой. Движение можно делать, вращаясь на месте, двигаясь в стороны, по кругу. Первый удар производится в направлении движения.

Flap heel

Флеп хил

Шлепок и пятка

Тройной удар, происходящий от легкого прикосновения носка ноги к полу во время движения ноги вперед, затем при опускании на подушечку той же ноги и далее при опускании на пятку той же ноги.

Step ball change

Степ болл ченч

Шаг и перемена ног

Тройной удар, происходящий от наступания на подушечку ноги с переносом на нее вес и затем перемена ног - на полупальцах.

Shuffle ball change

Шаффл болл ченч

Шарканье и перемена ног

Четыре удара, происходящие от прикосновения подушечки ноги к полу при раскачивании сначала вперед, затем назад, затем подушечка той же ноги опускается на пол, и подушечка другой ноги сменяет первую.

Walzclogg

Вальс клогг

Вальс

Движение из пяти ударов. Выполняется на три четверти. На «раз» выполняется степ, на «и два и три» выполняется шаффл болл ченч со свободной ноги. Можно делать, вращаясь по кругу.

Рис. 37 № 11

 

Тэп-экзерсис у станка

Разучивание движений начинайте производить с исходного положения: шестая позиция ног. И в дальнейшем исполняя движение, следите, чтобы стопы оставались параллельно друг другу, колени «не выворотно».

Движение 1

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.

Первый такт

Теп (прав.)

Пауза

Теп (прав.)

Пауза

Теп (прав.)

Пауза

Теп (прав.)

Пауза

1

и

2

и

3

и

4

и

Второй такт

Теп (прав.)

Пауза

Теп (прав.)

Пауза

Теп (прав.)

Пауза

Теп (прав.)

Пауза

1

и

2

и

3

и

4

и

 Движение 2

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.

Первый такт

Теп (лев.)

Пауза

Теп (лев.)

Пауза

Теп (лев.)

Пауза

Теп (лев.)

Пауза

1

и

2

и

3

и

4

и

Второй такт

Теп (лев.)

Пауза

Теп (лев.)

Пауза

Теп (лев.)

Пауза

Теп (лев.)

Пауза

1

и

2

и

3

и

4

и

Обратите внимание на четкость и жесткость исполнения «тепа» в предыдущих движениях.

Движение 3

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4.

Теп (прав.)

Пауза

Теп (прав.)

Пауза

Степ (прав.)

Пауза

Степ (лев.)

Пауза

1

и

2

и

3

и

4

и

Движение 4

Предыдущее движение «в дубле», то есть в два раза быстрее. Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4.

Теп (прав.)

Теп (прав.)

Степ (прав.)

Степ (лев.)

Теп (прав.)

Теп (прав.)

Степ (прав.)

Степ (лев.)

1

и

2

и

3

и

4

и

 

Движение 5

Исполнить движение 3, начиная «теп» с левой ноги. Обратите внимание, что тогда последний "степ" будет на правую ногу.

Движение 6

Исполнить движение 4, начиная «теп» с левой ноги. Исполняя движения 3-6, обратите внимание на четкость, скорость и жесткость пробивания ударов.

Движение 7

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4.

Браш (прав.)

Пауза

Браш (прав.)

Пауза

Браш (прав.)

Степ (прав.)

Степ (лев.)

Пауза

1

и

2

и

3

и

4

и

Движение 8

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4.

Браш (лев.)

Пауза

Браш (лев.)

Пауза

Браш (лев.)

Степ (лев.)

Степ (прав.)

Пауза

1

и

2

и

3

и

4

и

Исполняя «браш», его можно делать как вперед, так и в сторону.

Движение 9

«Степ – хил»

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4.

Степ (прав.)

Пауза

Хил (прав.)

Пауза

Степ (лев.)

Пауза

Хил (лев.)

Пауза

1

и

2

и

3

и

4

и

Исполняя движение, не забывайте переносить вес тела с ноги на ногу.

Движение 10

«Степ - хил в дубле»

Предыдущее движение исполняется в два раза быстрее. Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

1

и

2

и

3

и

4

и

Движение можно исполнять на месте и с продвижением вперед, назад, в стороны.

Движение 11

«Степ - хил – той» (с правой ноги)

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.

Первый такт

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

1

и

2

и

3

и

4

и

Второй такт

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Той (лев.)

Хил (прав.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

Той (прав.)

Хил (лев.)

1

и

2

и

3

и

4

и

Движение 12

«Степ - хил – той» (с левой ноги)

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.

Первый такт

Степ (лев.)

Хил (лев.)

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

Степ (прав.)

Хил (прав.)

1

и

2

и

3

и

4

и

Второй такт

Степ (лев.)

Хил (лев.)

Той (прав.)

Хил (лев.)

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Той (лев.)

Хил (прав.)

1

и

2

и

3

и

4

и

Исполняя «той», не задерживайте носок на полу. Как только произведете удар, сразу поднимайте его вверх, как будто обожглись.

Движение 13

«Флэп» (с двух ног)

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4. Напоминаю, что «флэп» - это двойной удар от легкого прикосновения к полу носка во время движения вперед и затем при прижатии к полу подушечки той же ноги.

Флэп (прав.)

Флэп (лев.)

Флэп (прав.)

Флэп (лев.)

и 1

и 2

и 3

и 4

Движение повторяйте несколько раз. Начинайте с медленного темпа, по мере усвоения темп увеличивайте.

Движение 14

«Флэп - флэп – хил»

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.

Флэп (прав.)

Флэп (лев.)

Флэп (прав.)

Флэп (лев.)

Хил (лев.)

и 1

и 2

и 3

и 4

и

Движение следует повторять несколько раз. Когда оно «пойдет» без напряжения, попробуйте сделать его, двигаясь в сторону вправо. То же движение попробуйте сделать, двигаясь влево, назад. Когда вы сможете делать его во всех направлениях, попробуйте сделать его в «квадрате»: вперед, вправо, назад, влево.

Движение 15

«Шаффл» (с правой ноги)

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4. Напомню, что «шаффл» состоит из двух ударов, возникающих при раскачивании ноги и удара подушечкой от себя, затем обратно к себе. Движение делается как маятник, вперед или в сторону.

 

Шаффл (прав.)

Пауза

Шаффл (прав.)

Пауза

1 и 2

и

3 и 4

и

Движение повторить несколько раз.

Движение 16

«Шаффл» (с левой ноги)

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4.

Шаффл (лев.)

Пауза

Шаффл (лев.)

Пауза

1 и 2

и

3 и 4

и

Движение повторить несколько раз. Следите, чтобы стопы при исполнении движения оставались параллельными.

Движение 17

«Шаффл» (с правой ноги в дубле)

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4. Исполните движение 15 в два раза быстрее.

Шаффл (прав.)

Шаффл (прав.)

Шаффл (прав.)

Шаффл (прав.)

1 и

2 и

3 и

4 и

Движение повторить несколько раз. Должно звучать два равнозначных и равносильных удара вперед-назад.

Движение 18

«Шаффл» (с левой ноги в дубле)

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4. Исполните движение 16 в два раза быстрее.

Шаффл (лев.)

Шаффл (лев.)

Шаффл (лев.)

Шаффл (лев.)

1 и

2 и

3 и

4 и

Тэп-экзерсис на середине

Движение 19

Теперь попытайтесь выполнить такую «шаффл-композицию». Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.

Первый такт

Шаффл (прав. -вперед)

Шаффл (прав.- в сторону)

Шаффл (прав. -вперед)

Шаффл (прав. -в сторону)

1 и

2 и

3 и

4 и

Второй такт

Шаффл (прав. -вперед)

Шаффл (прав. -вперед)

Шаффл (прав. -в сторону)

Шаффл (прав. -в сторону)

1 и

2 и

3 и

4 и

Другими словами, «шаффл» правой:

Первый такт

Впе - ред

в сто - рону

впе - ред

в сто - рону

1 и

2 и

3 и

4 и

Второй такт

Впе - ред

впе - ред

в сто - рону

в сто - рону

1 и

2 и

3 и

4 и

Не надо путать «шаффл» и «флэп». Оба состоят из двух ударов, но «флэп» делается в пол (в конце движения нога на полу), а «шаффл» в воздух (в конце движения нога над полом).

Движение 20

Еще одна «шаффл-композиция». Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на четыре такта. Музыкальный размер 4/4.

Первый такт

Шаффл (прав.)

Степ (прав.)

Пауза

Шаффл (лев.)

Степ (лев.)

Пауза

1 и

2

и

3 и

4

и

Второй такт

Шаффл (прав.)

Степ (прав.)

Пауза

Шаффл (лев.)

Степ (лев.)

Пауза

1 и

2

и

3 и

4

и

Третий такт

Шаффл (прав.)

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Шаффл (лев.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

1 и

2

и

3 и

4

и

Четвертый такт

Шаффл (прав.)

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Шаффл (лев.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

1 и

2

и

3 и

4

и

Движение 21

«Шаффл - болл ченч» (с правой ноги)

Напомню, что «болл ченч» - это двойной удар, который происходит при смене подушечек ног с одной на другую. Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4.

Шаффл (прав.)

Болл ченч (прав. - лев.)

Шаффл (прав.)

Болл ченч (прав. - лев.)

1 и

2 и

3 и

4 и

Движение повторять неоднократно до полной четкости. Темп можно увеличивать.

Движение 22

«Шаффл - болл ченч» (с левой ноги)

Предыдущее движение исполнять, начиная с левой ноги. Стопы при выполнении движения остаются параллельными. При исполнении «болл ченча» можно делать небольшой прыжок с ноги на ногу, что придает резкость и вместе с тем легкость.

Движение 23

«Флэп - хил - шаффл - болл ченч» (с правой ноги)

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4.

Флэп
(прав.)

Хил
(прав.)

Флэп
(лев.)

Хил
(лев.)

Флэп
(прав.)

Хил
(прав.)

Шаффл
(лев.)

Болл ченч
(лев. - прав.)

1

и

2

и

3

и

4

и

Движение 24

«Флэп - хил - шаффл - болл ченч» (с левой ноги)

Предыдущее движение исполните, начиная с левой ноги.

Движение 25

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.

Первый такт

Флэп (прав.)

Хил (прав.)

Шаффл (лев.)

Болл ченч

(лев. - прав.)

1 и

2

и 3

и

4

Второй такт

Флэп (лев.)

Хил (лев.)

Шаффл (прав.)

Болл ченч

(прав. - лев.)

1 и

2

и 3

и

4

Можно продолжать комбинацию, начиная поочередно то с правой, то с левой ноги.

Движение 26

«Хоп – шаффл»

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4. Исполняя эту комбинацию, надо в каждую четверть музыкального размера сделать три удара (триоль).

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Пауза

1

и и

2

и и

3

и и

4

и и

Продолжаем движение, начиная «хоп» с левой ноги.

Движение 27

Предыдущее движение исполнить, начиная «хоп» с правой ноги.

Движение 28

Попробуем несколько разнообразить композицию «хоп-шаффл» (с двух ног). Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на четыре такта. Музыкальный размер 4/4.

Первый такт

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Пауза

1

и и

2

и и

3

и и

4

и и

Второй такт

Джамп (прав.)

Шаффл (лев.)

Хоп (прав.)

Шаффл (лев.)

Хоп (прав.)

Шаффл (лев.)

Хоп (прав.)

Пауза

1

и и

2

и и

3

и и

4

и и

Третий такт

Джамп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Пауза

1

и и

2

и и

3

и и

4

и и

Четвертый такт

Джамп (прав.)

Шаффл (лев.)

Хоп (прав.)

Шаффл (лев.)

Хоп (прав.)

Шаффл (лев.)

Хоп (прав.)

Пауза

1

и и

2

и и

3

и и

4

и и

Продолжаем движение, начиная «джамп» с левой ноги.

Движение 29

Предыдущее движение исполнить, начиная «хоп» с правой ноги.

Движение 30

«Стамп - болл ченч»

Напомню, что «стамп» - это один простой удар всей плоскостью стопы. Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4. Исполняя движение, надо на каждую четверть музыкального размера сделать три удара.

Стамп (прав.) /правую стопу поставить впереди левой/

Болл ченч (лев. - прав.)

1

и и

Стамп (прав.) /левую стопу поставить впереди правой/

Болл ченч (прав. - лев.)

2

и и

Шаффл (лев.)

Болл ченч (лев. - прав.)

3

и 4

Можно продолжать комбинацию, начиная поочередно то с правой, то с левой ноги.

Движение 31

Предыдущее движение исполнить, начиная «стамп» с правой ноги.

Движение 32

«Дубль - винг – шаффл – хоп»

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4. Исполняя эту комбинацию, надо в каждую четверть музыкального размера сделать три удара (триоль).

Первый такт

Винг (прав.)

Винг (лев.)

Винг (прав.)

Винг (лев.)

1 и и

2 и и

3 и и

4 и и

Второй такт

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

1 и

и

2 и

и

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

Шаффл (прав.)

Хоп (лев.)

3 и

и

4 и

и

Движение повторить неоднократно.

Движение 33

Предыдущее движение исполнить, начиная «винг» с левой ноги.

Движение 34

«Дубль - винг – шаффл – хоп» (с двух ног)

Для этого во втором такте на счет «4-и-и» надо сделать «джамп», один удар, который происходит при перепрыгивании с подушечки одной ноги на другую, а затем следует начинать движение с другой ноги.

Движение 35

«Спенк – степ – хил»

Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4. Напомню, что «спенк» - простой одинарный удар, производимый подушечкой ноги при ее движении назад.

Спенк (прав.)

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Спенк (лев.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

1

и

и

2

и

и

Спенк (прав.)

Степ (прав.)

Хил (прав.)

Спенк (лев.)

Степ (лев.)

Хил (лев.)

3

и

и

4

и

и

Движение 36

Разновидность предыдущего движения. Только здесь в отличие от предыдущего ноги работают по очереди. Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на один такт. Музыкальный размер 4/4.

Спенк (прав.)

Хил (лев.)

Степ (прав.)

Спенк (лев.)

Хил (прав.)

Степ (лев.)

1

и

и

2

и

и

Спенк (прав.)

Хил (лев.)

Степ (прав.)

Спенк (лев.)

Хил (прав.)

Степ (лев.)

3

и

и

4

и

и

Движение 37

«Крэмп – ролл»

Напомню, что «крэмп-ролл» - это четыре удара: степ правой ногой, степ левой ногой, пятка правой, пятка левой ноги. Исходное положение: шестая позиция ног. Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.

Крэмп-ролл (прав.)

или

Степ (прав.)

Степ (лев.)

Хил (прав.)

Хил (лев.)

и 1   и 2

 

и

1

и

2

 

Первый такт

Крэмп-ролл (c прав.)

Крэмп-ролл (c прав.)

и 1   и 2

и 3   и 4

 

Второй такт

Крэмп-ролл (c прав.)

Крэмп-ролл (c прав.)

Хил (прав.)

Хил (лев.)

Хил (прав.)

Хил (лев.)

и 1   и 2

и 3   и 4

и

3

и

4