«Барабанщик» не заменит танцовщика
Жуковские чемпионки в американской «чечетке»
«Иллюзион моей мечты»
«Ноги в руки»
«На сцене поклонники «Азбуки»
Нечаяная радость Владимира Кирсанова


Кинотеатр Госфильмофонда России «Иллюзион» вчера, сегодня, завтра.

2008 г. М.: РИД «Интерреклама», 236с.: илл.
                     
В. Кирсанов: «Иллюзион моей мечты».
 
 
…Вспоминаю шестидесятые и семидесятые годы двадцатого столетия, начало своей артистической карьеры… Вспоминаю своего учителя - Владимира Борисовича Зернова. Вспоминаю всех  у кого учился степ-танцу, чечетке очно «из ног в ноги» и заочно на киносеансах в «Иллюзионе»… Сейчас позвонил Олег Шевчук, директор фестиваля «Степ-парад», и сообщил плохую новость – умер Джимми Слайд. Опять воспоминания… Встреча и знакомство с этим уникальным тэп-денсером в 2002 году в Нью-Йорке на фестивале «Тэп Сити» у  Тони Ваага в 2002. Разговор с ним, договоренность о его приезде в Москву на наш Московский фестиваль «Степ-Парад». Затем его неожиданный отказ от приезда в связи с событиями в Чечне. Но самое главное воспоминание о нем, Джимми Слайде, его ироничной манере, походке старого чечеточника, его импровизационных выступлениях на сцене, его неповторимых  «слайдах» - уникальном исполнительском стиле - скольжении. А еще раньше там же в Нью-Йорке я встретился и познакомился с Хайярдом Николасом, с тем самым одним из братьев Николас, которых мы, затаив дыхание по многу раз смотрели в фильме «Серенада Солнечной долины» (Ох, уж эта «Чатануга-чу-чу»!) с оркестром Глена Миллера на киновечерах, посвященных степу в «Иллюзионе».
Здесь же в «Иллюзионе» мы, затаив дыхание, восхищались легендарными Фредом Астером и Джинджер Роджерс, Джином Келли и Джуди Гарланд и другими «Великими и Неповторимыми», о которых так точно и поэтично рассказывал и показывал Владимир Степанович Соловьев. Спасибо Вам, уважаемый Владимир Степанович, за то, что Вы так деликатно и бережно  рассказывали и обьясняли нам, что надо видеть, на что обращать внимание. Вы воспитывали нас на танцевальных шедеврах мирового кино, заставляли вместе с Вами восхищаться ими, давали нам надежду и веру в себя, в то, что, наверное, и мы так когда-то сможем. Вообще «Иллюзион», его небольшой экран, по нынешним меркам особенно, был для нас большим окном, через которое можно было увидеть другую жизнь. Жизнь, где играют и поют джаз, танцуют степ, и это можно, и это красиво, и это не «дурновкусие» и не «буржуазная отрыжка - идеологический сорняк». Это просто стиль и образ жизни веселых, красивых и элегантных мужчин и очаровательных женщин.
Культпоходы в «Иллюзион» начались у меня в конце 60-х годов прошлого века, когда наша любимая и незабываемая, всеми артистами советского цирка и эстрады знаемая, педагог эстрадно-циркового училища, Иллия Яковлевна Новодворская строила нас, cтудентов, и, говоря свою пророческую фразу: «Не чешите себя надеждой!», увлекала на Котельническую набережную, где недавно в «Высотке» открыли кинотеатр-музей. Здесь же среди публики в фойе и в буфете можно было увидеть известных актеров кино и эстрады. Великая Клавдия Ивановна Шульженко. Афанасий Севастьянович Белов. Владимир Александрович Шубарин, блиставший на лучших столичных концертных площадках, на «Танцы в современных ритмах» которого ходила вся творческая элита Москвы. Их, тогдашних кумиров и звезд, можно было не только «потрогать руками», но и увидеть, что они, как и ты, так же увлечены, смеются и плачут, хлопают в ладоши и восхищаются.
А потом в семидесятые годы, когда я уже работал в «Москонцерте», помню Татьяну Николаевну Леман, прекрасную актрису и танцовщицу, очаровательную женщину, влюбленную в степ-танец и ему посвятившую всю свою жизнь. Помню как она организовывала нас, безалаберных артистов–«эстрадников» разного возраста, уровня и мастей, и давала возможность, прийдя в «Иллюзион», увидеть, что есть не только «Москонцерт», но есть и другая эстрада, другие сцены и площадки, другие города, страны и континенты.
Уже в восьмидесятые годы, помню как после очередного киновечера в «Иллюзионе» еду в троллейбусе и вижу, как на меня смотрит женщина и как будто меня узнаёт. Ну думаю: «Вот она популярность, узнают!» Наконец, она обращается ко мне: «Скажите, вы ведь тот самый Владимир Шубарин?» Скажу честно, я, конечно, расстроился и обьяснил ей, что я не Шубарин, но тоже танцовщик, чечеточник. А потом, когда рассказал об этом Владимиру Александровичу, и мы над этим посмеялись, я подумал, что ведь это здорово, это своего рода признание, значит все правильно и я двигаюсь в нужном направлении.
Тогда же в восьмидесятые, сначала когда запускался фильм Карена Шахназарова и Александра Бородянского «Мы из джаза» и  потом в подготовительный период фильма «Зимний вечер в Гаграх» постановочная группа, и я, как балетмейстер, смотрели в «Иллюзионе» музыкальные фильмы «Золотой эры свинга», киномюзиклы тридцатых, сороковых и пятидесятых годов двадцатого века, чтобы окунуться в атмосферу джаза и степа, вдохновиться музыкальными и танцевальными номерами, их легкостью, филигранностью, выверенностью и отточенностью до мельчайших подробностей.     
А еще, это уже позже, благодаря «Иллюзиону», я танцевал с самим Фредом Астером! Меня пригласили на юбилейный вечер «Иллюзиона», и мне захотелось своему выступлению придать необычную и оригинальную форму. Осенило! Почему бы не потанцевать с Фредом Астером! Взяли фрагмент из «Цилиндра». В начале, когда поет Фред Астер, я переводил его песню, как поздравление. Ну а затем мы на пару, вместе в дуэте и порознь солируя, он на экране, а я на сцене отплясали во славу дружного и творческого коллектива кинотеатра «Иллюзион». Это было здорово! С тех пор этот приём я использую, выступая в концертных программах со своими партнёрами – «Степ-компанией Владимира Кирсанова»…
…Мне всегда казалось и кажется, что есть в Москве место, которое называется «Иллюзион», где живут мои танцевальные кумиры. Я могу к ним прийти и с ними увидиться, с ними пообщаться, и понять, что ты не один, потому что здесь и сейчас есть твои кумиры, а в зале здесь и сейчас твои коллеги и друзья.  И вот здесь и прямо сейчас мы можем взяться за руки  и составить длинную цепочку – единое сообщество русских и американцев, французов, испанцев, ирландцев, и всех других не важно из какой они страны, какого вероисповедания и возраста, кто просто увлечен этим танцем, а кто посвятил ему всю жизнь, всех тех, кто танцуя, отбивает ритм ногами, получает от этого удовольствие, улыбается и счастлив… (Хотя, может быть,  сейчас в это всё  труднее поверить…)